Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!
342
Судебных
дел
2 600
Юридических
консультаций
140
Официальных
обращений

Эдвокаси

Деятельность Института направлена на развитие свободного информационного пространства в Кыргызстане,  в связи с чем одно из направлений деятельности организации инициативы по реформированию медиа законодательства и проведение эдвокаси.

2015

*Впервые с 2003 года произведено обобщение судебной практики по диффамационным делам, и 13 февраля 2015 года была утверждена новая редакция Постановления Пленума Верховного Суда «О судебной практике по разрешению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации», которая уточнила ориентиры для рассмотрения судами соответствующей категории дел. Институт Медиа Полиси активно участвовал в составлении рекомендаций по совершенствованию текста документа, некоторые предложения были учтены. В тех случаях, когда рекомендации были полностью или частично отклонены, острее наметились те тенденции развития правоприменительной практики, которые видятся верными Верховному Суду.

*Разработано исследование по вопросам состояния национального законодательства, затрагивающего деятельность кыргызстанских СМИ, в период с 2010 года по настоящее время. Подготовленный анализ предлагает ряд рекомендаций по развитию законодательства и правоприменительной практики для обеспечения гарантий защиты свободы слова и выражения  мнения.

*После широкой общественной дискуссии проведенной Институтом, Министерство юстиции Кыргызстана отозвало законопроект, предусматривающий двойную ответственность за одно и то же правонарушение;

*14 января 2015, Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики приняла решение для реализации статьи 329 «Заведомо ложное сообщение, о совершении преступления» Уголовного кодекса обязательно заявление в правоохранительные органы о якобы совершенного преступления;

2010 год

  1. Разработан и принят Декрет «О создании общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики».

После событий апреля 2010 года сотрудниками ИМП были проведены ряд встреч и переговоров с руководством и членами Временного Правительства КР. Во время встреч, активно лоббировались вопросы создания Общественного телевидения на базе Национальной телерадиовещательной корпорации. На встречах представлялись проекты документов, необходимых для процесса трансформации государственной телерадиовещательной корпорации в общественную. Данные проекты документов были подготовлены юристами ИМП.

При содействии указанных действий и работ, Временное Правительство Кыргызской Республики приняло Декрет «О создании общественной телерадиовещательной корпорации Кыргызской Республики». Проекты документов, подготовленные юристами ИМП послужили основой для всех нормативно-правовых актов, на основании которых было создано и продолжает свое существование общественное телевидение в стране.

2. Разработаны и внесены поправки в Конституцию КР, гарантирующие свободу самовыражения в Кыргызской Республике.

В апреле-мае ОФ «Институт Медиа Полиси» принял участие в разработке «Программы возвращения к демократии» (компонент «Свобода слова»), созданной по инициативе гражданского общества и Временного правительства Кыргызской Республики. В рамках написания Программы, ИМП был разработан блок по развитию свободы слова в стране. Разработанные предложения были переданы членам Конституционного совещания. Так, для внесения в Конституцию были предложены и в последующем приняты следующие нормы:

1. «В Кыргызской Республике законодательные органы не вправе принимать законы: ограничивающие свободу слова, свободу печати или право народа на мирное собрание».

Принято в редакции: В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. (Статья 20 Конституции КР П. 1).

2. «В Кыргызской Республике никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение порочащей честь и достоинство информации».

Принято в редакции: Никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности. (Статья 33 Конституции КР. П. 5).

Законодательство в сфере правового регулирования деятельности СМИ в Кыргызской Республике давно нуждается в серьезном реформировании. Последний закон в этой области был принят почти десять лет назад, и многие закон и нормативные акты уже не отвечают реальным требованиям времени. В свете этой ситуации особое значение имеет качественное применение процедуры медиа эдвокаси. Медиа эдвокаси – это лоббирование нововведений в законодательство в целях обеспечения эффективного развития медиа сектора Кыргызской Республики.

 

2009 год

А) ПОПРАВКИ В ЗАКОН «О ТРВ»

ИМП вел работу над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О телевидении и радиовещании» (вступивший в силу в 2008 году).

В конце 2008 года ИМП включился в рабочую группу по разработке поправок в данный Закон. В результате, было предложены существенные и стратегически важные поправки в статью 8 Закона1, предусматривающие поэтапный механизм. В апреле профильный парламентский комитет рассмотрел предложенные рабочей группой поправки, однако не стал их поддерживать. В этой связи ИМП направил обращение к Президенту с просьбой наложить мораторий на исполнение Закона КР «О ТРВ». Однако предложение не было поддержано. В настоящее время закон «О ТРВ» остается в силе, однако правоприменительная практика по закону не действует.

#Исследования

В начале осени 2009 года по заказу ИМП было проведено исследование среди телерадиокомпаний по закону «О ТРВ». В ходе интервью многие из опрошенных отметили, что закон КР о ТРВ не учитывает настоящее положение дел, т.к. в стране нет достаточного количества качественного контента и продакшн-студий, также было отмечено, что есть проблемы с утвержденной терминологией на кыргызском языке. Многим не ясна ситуация по положению Закона о ТРВ по 50% заполнению эфира программами на кыргызском языке на станциях, транслирующих иностранные каналы и ограниченных договорами с данными каналами.

Б) ПОПРАВКИ В ЗАКОН О СМИ

Летом 2009 года Министерство культуры и информации КР выступило с инициативой «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О средствах массовой информации.

Проведя анализ предлагаемых поправок, юристы ИМП пришли к выводу, что указанный законопроект содержит опасные для развития СМИ в КР и требует дополнительной переработки с учетом рекомендаций, основанных на международном праве, чего требует Конституция КР, а также различные международные обязательства государства.

#Круглые столы

ИМП совместно с другими организациями в октябре-ноябре провел ряд общественных мероприятий (в виде круглых столов, организации программ в рамках проекта «Открытый Кыргызстан») для широкого обсуждения необходимости поправок в закон «О СМИ». В ходе дискуссий были высказаны рекомендации по данному законопроекту, в числе которых и нецелесообразность принятия данного закона, поскольку предложенный законопроект лишь укрепляет позиции Минкультуры и информации, не предлагая никаких нововведений в целях укрепления СМИ.

К тому же согласно реформе госуправления, озвученной 20 октября, Президентом страны, вопросы информации более не входят в структуру данного Министерства. В связи с чем принятие данного законопроекта, в котором главная суть изменений – укрепление позиций Министерства в части регулирования СМИ, перестает быть актуальной. В связи с чем, наиболее вероятным представляется, что данный законопроект в том виде, в котором был предложен, в парламенте рассматриваться не будет. ИМП сотрудничал по данному вопросу с Парламентом, Секретариатом Президента КР и др.

В) ПЕРЕХОД НА ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ

В 2006 году Кыргызстан вступил в региональное соглашение «Женева-2006», в рамках которого был принят региональный план цифрового вещания, зона планирования охватила территории 119 государств. В соответствии с планом Кыргызстан закрепил за собой радиочастотный ресурс, достаточный для развития цифрового вещания в течение 30-40 лет, позволяющий организовать 15 покрытий радиоканалами всей территории республики. По данному плану переход на ЦВ должен быть осуществлен до 17 июня 2015 года.

# Исследование

В начале осени 2009 года по инициативе ИМП среди руководителей ТРК Кыргызстана было проведено исследование, в ходе которого была выяснена неготовность отечественных вещателей квалифицированно участвовать в выработке политики перехода на цифровое вещание. Большинство респондентов (73%) также не оценивали стоимость перехода на ЦВ для своих компаний, но при этом они надеются на спонсорскую или государственную поддержку.

# Конференция

Также в сентябре 2009 года по инициативе ИМП при поддержке Представительства Интерньюс в Кыргызстане была проведена международная конференция«Цифровое: технологии, идеи, будущее», на которой был представлен опыт специалистов Кыргызстана, Украины, России и Казахстана. Цель мероприятия – анализ реальных возможностей внедрения в Кыргызстане систем и технологий цифрового вещания и определение путей дальнейшего развития, как основы для перехода к цифровому обществу.

# Круглый стол

25 ноября в рамках форума «Юстиция.kg-2009» был проведен круглый стол «Переход на цифровое ТВ в Кыргызстане: шаг за шагом». На круглом столе была презентована аналитическая записка, сделанная по итогам сентябрьской конференции, по цифровому. В аналитической записке говорится о возможности внедрения в Кыргызстане систем и технологий цифрового вещания, определения путей дальнейшего развития public policy по вопросу перехода к цифровому обществу, необходимости создания инициативной рабочей группы для организации полноценного процесса разработки политики по переходу на цифровое вещание с участием всех заинтересованных сторон.

2004-2006 годы

Несмотря на то, что в 2004-2006 г.г. социально-политическая ситуация в Кыргызстане была сложной и нестабильной, Институту Медиа Полиси удалось добиться следующих результатов:

  • Разработан и принят законопроект «О Национальной Теле- Радиовещательной Корпорации в КР», который вводит понятие Общественного Телевидения и Радио и определяет положения для участия общества в управлении каналом.
  • Разработан и принят законопроект «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов МСУ», который регулирует отношения, возникающие в процессе реализации права каждого свободно и беспрепятственно получать, исследовать, производить и распространять информацию.
  • Медиа Представитель принимал активное участие в разработке «Концепции развития телевизионного и радиовещания в КР» для обеспечения доступа населения к информационным ресурсам и дальнейшейшего перехода к цифровому телерадиовещанию.
  • Разработан законопроект «О публичной фигуре», законодательно определяющий статус публичной фигуры, дающий право предъявлять определенные требования к публичной фигуре со стороны населения и об ответственности публичной фигуры за свою деятельность.
  • Медиа Представитель принимал активное участие в обсуждении и внесению поправок в:
    • проект Конституции КР;
    • новую редакцию Кодекса о Выборах КР;
    • новую редакцию Налогового Кодекса КР