Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Сегодня группа журналистов выступила за отклонение законопроекта «О внесении изменений в закон «О средствах массовой информации», который прошел 22 июня первое чтение в Жогорку Кенеше. Они подписали обращение к президенту, спикеру и депутатам ЖК. Авторы законопроекта обещают, что ко второму чтению он будет кардинально изменен, но тогда зачем его надо было вообще принимать?

Согласно опубликованному первому варианту, «иностранным физическим и юридическим лицам и лицам без гражданства запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более чем двадцатью процентами акций (долей) юридического лица – собственника средства массовой информации».

Такие же ограничения касаются и вообще средств к существованию: «При этом доля финансирования СМИ за счет средств иностранных физических и/или юридических лиц, а также юридических лиц с иностранным участием в капитале, зарегистрированных в Кыргызской Республике, не должна превышать двадцати процентов от годового объема финансирования».

Теперь нам говорят, что доля иностранного учредителя будет повышена до 35%, ограничения по финансированию вообще исчезнут, а сам закон будет иметь отношение только к телеканалам. При этом инициаторы и апологеты поправок напирают на патриотические чувства граждан, что в условиях роста национализма в стране становится как бы козырем в руках власти и авторов законопроекта.

Они также говорят об ограничении деятельности иностранных «государственных» СМИ, однако делается это не совсем акцентированно, а все мы знаем, что на Западе вообще почти нет государственных СМИ, а мозги кыргызских граждан как раз промываются российскими государственными СМИ. В своих объяснениях защитники закона начинают манипулировать и понятием свободы слова, мол, она никак не пострадает.

Но учредитель и не должен влиять на свободу слова. Если в СМИ имеется и выдерживается профессиональная редакционная политика, влияние учредителя на контент можно вообще исключить. Однако перекраивается весь медиа-рынок и одним иностранным государствам дается преимущество в виде включения их телеканалов социальный пакет цифровых мультиплексов, а другим дорога закрывается.

В начале года властями был выставлен на обсуждение вопрос придания российским телеканалам особого статуса, однако, встретив противодействие общества, они закрыли обсуждение, заявив, что это предмет межправительствнных соглашений и не обязательно такие вопросы открыто обсуждать. Теперь получается, что и законы, регулирующие деятельность СМИ, можно не обсуждать, а просто принимать, копируя чужие.

Учредительство и финансирование в нормальных СМИ отделяется от редакционной политики. Учредитель, если СМИ – это его бизнес, может нанять профессиональных журналистов, членов редколлегии и главного редактора и требовать от них только профессионализма. Если это СМИ завоюет авторитет и станет популярным, оно будет получать больше рекламы и финансовая нагрузка на учредителя снизится.

Другое дело, если это совсем не бизнес, а власти Кыргызстана в последнее время все больше склоняются к пропаганде. Частным учредителям государственная пропаганда не нужна, но если власти не способны делать свое дело профессионально, даже им без нее не обойтись. А профессиональная несостоятельность как раз хорошо прячется под видом защиты национальных интересов или обеспечения безопасности.

Государственные СМИ легко подчинить государственной пропаганде, но мы сплошь и рядом наблюдаем, как бойцами такого идеологического фронта становятся и частные СМИ со всеми своими журналистами, потому что настоящей демократии или свободного рынка в стране нет. В таких условиях, говоря правду и освещая события объективно, много денег не заработаешь.

Но зато можно получать от властей привилегии, выполняя их идеологические заказы. И плакала свобода слова, которая, казалось бы, никак от этих законов или рынка не должна зависеть. Власти могут легко ловить местных учредителей на нарушениях в других сферах и в виде натурального обмена на закрытие глаз влиять на информационную политику их СМИ, которые, как правило, целиком и полностью зависят от хозяев.

Казалось бы, простые правила – правительство должно делать все, чтобы страна процветала, а журналисты должны говорить правду, чтобы, опять же, это приносило максимальную пользу обществу. Но когда у нас было такое правительство, которое действительно выполняло свои функции? Вокруг сплошная коррупция, продажа национальных интересов и действия в угоду интересам других государств.

И где журналисты и СМИ, которые достоверно и в полном объеме информируют об этом общество? Власти берут все основные СМИ под свой контроль и создают условия, чтобы они говорили и писали только о том, что выгодно этой коррумпированной власти, а тех, кто не подчиняется или не соглашается, называют врагами народа и предателями национальных интересов.

Таким коррумпированным властям способны не подчиниться только те СМИ, которые, во-первых, сами не нарушают законов и не допускают искажений редакционной политики, а во-вторых, – те, учредители которых не имеют никаких общих интересов с такими коррумпированными властями. И именно их деятельность теперь может ограничиваться.

Авторы законопроекта упирают на безопасность и национальные интересы. Но когда почти все собственное информационное поле отдано на откуп телеканалам другой, гораздо более сильной страны, смешно говорить о национальных интересах. А когда и законы, регулирующие деятельность СМИ, и все другие правила пишутся уже в угоду таким монополистам, властям просто кощунственно заикаться о безопасности.

Рассуждая об информационной безопасности, часто приводят в пример некоторые прошлые действия телеканалов с иностранным участием. Но разве недостаточно законов или статей, по которым таких можно было бы привлечь к ответственности – это и разжигание межнациональной или межрелигиозной вражды, и распространение ложных сведений, и антигосударственная деятельность…

Если же их информация не была ложью (а это, наверное, так, раз их не смогли наказать), то и нечего на зеркало пенять. Прикрывать свою деятельность по ограничению доступа граждан к информации патриотическими или националистическими лозунгами – это просто уже недостойно для людей, живущих в XXI веке, когда рушатся государственные границы, а информационных границ уже почти нет.

И это позор для кыргызских СМИ и журналистов, когда мы уже не можем самостоятельно говорить правду, проводить расследования, вскрывать коррупционные деяния чиновников без иностранной финансовой помощи. Своим же мы продаемся за зарубежные поездки, за фуршеты на берегу Иссык-Куля, за их благосклонность и прикрываем все это высокими словами о национальных интересах и безопасности.