Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!
СМИ Кыргызстана имеют огромный потенциал влияния на власть и общество ввиду значительных политических свобод. Газеты и телеканалы могут как вывести народ на улицы, так и наоборот, предотвратить конфликты и направить людей на созидание. Особое влияние СМИ имеют на религиозную и межэтническую ситуацию. Поэтому на современные медиа ложится задача предоставлять объективную картину происходящих в государстве процессов, указывать на недочёты компетентных органов и предлагать свои варианты решений. Но насколько СМИ Кыргызстана справляются с данными задачами?

Специфика работы журналистов в КР

Работа журналиста в любой стране имеет свою специфику. Кыргызские медиа в основной своей массе не имеют в своём штате людей, занимающихся исключительно вопросами религии либо вопросами развития этнической ситуации. Фактически корреспонденты телеканалов, газет и интернет-сайтов работают по заданию редакции над разными темами: от процесса формирования правительства до уборки мусора в каком-либо из районов. Журналисты таким образом становятся специалистами широкого профиля во всех областях. Только крупные и финансово состоятельные медиа могут себе позволить работу сотрудников или сотрудника, которые бы занимались исключительно религиозной или этнической проблематикой.

Одним из наиболее важных моментов при освещении религиозной и этнической ситуации является слабое образование журналистов, которые часто не различают либо употребляют как синонимы такие термины как «терроризм», «сепаратизм», «ислам». По каналам телевидения нередко можно услышать рассказ про религиозно-экстремистские организации, а экран при этом показывает обычных верующих мечети, совершающих намаз. Таким образом населению, пусть и неосознанно, внушается опасность, якобы исходящая от ислама. Действительно, уяснить разницу между «салафитами», «дааватчиками», «хизбутовцами», «такфиритами», «ваххабитами», «акромитами» и др., между «экстремистскими» и «террористическими» организациями не так просто для неподготовленного человека. Поэтому журналисты должны владеть данной тематикой, прежде чем возьмутся за написание.

Другая проблема, мешающая объективности, заключается в редакционной политике. Зачастую журналист ради сохранения рабочего места не берётся за публикацию положительного опыта межэтнических отношений или успехов в сфере религии, а вынужден освещать более острые, конфликтные ситуации. Возможно, из-за этого в предконфликтный период на юге КР в 2010 г. журналисты способствовали нагнетанию противоречий, соревнуясь с конкурирующими изданиями. Но когда конфликт начался, только тогда и корреспонденты, и владельцы газет и каналов стали призывать к миру.

Освещение религиозной и этнической проблематики

Количественный подсчёт опубликованных материалов по религиозной тематике в русскоязычных СМИ Кыргызстана показал, что большая часть статей негативного характера по вопросам развития ислама принадлежит всего одной интернет-газете. Таким образом, видна целенаправленная работа против не только экстремистских и террористических религиозно-радикальных течений, но и против развития традиционного ислама. В большей же части русскоязычных СМИ религиозная проблематика отражается в соответствии с основными канонами журналистики, т.е. приводятся позиции разных сторон. В сфере межэтнических отношений упор делается на сохранении межнационального мира и строительстве единого будущего.

Анализ кыргызскоязычного сегмента СМИ выявил поляризацию в позициях авторов: большая часть материалов освещает вопросы развития ислама в русле необходимости реформ, очищения муфтията от коррупции и проведения хаджа прозрачным и честным путём. В сфере межэтнического взаимодействия большая часть материалов кыргызскоязычного сегмента СМИ выступает за межнациональный мир и согласие. Однако необходимо отметить, что имеется влияние материалов с элементами националистической риторики, а также с подчас оголтелой критикой ислама. Так, к примеру, в отношении представителей некыргызской национальности опубликованы призывы «выгнать их из страны», «сарты» и др. В отношении же верующих используются такие термины как «фанатики-мусульмане», призывы «не навязывать детям религиозные взгляды и хиджабы» и др. Хочется предложить правоохранительным структурам обращать больше внимания на националистические высказывания и слова, оскорбляющие религиозные чувства людей.

Рекомендации

1. При передаче слов эксперта, религиозного деятеля журналисту следует отправить материал на проверку к тому, кто высказал ту или иную информацию. Если же конкуренция со стороны других корреспондентов не позволяет это сделать, то тогда необходимо приводить слова выступающего по возможности максимально полностью.

2. Помимо экспертов, которые наиболее доступны для журналистов, идти на контакт также с религиозными деятелями и государственными служащими. Только информация, полученная из трёх независимых друг от друга источников, может дать наиболее объективный взгляд на ситуацию.

3. При появлении «острых», но не подтверждённых фактов, способных нести угрозу стабильности общества, лучше либо выждать время для прояснения ситуации, либо же вовсе отказаться от их публикации.

4. Сообщать в компетентные органы о фактах разжигания межнациональной и межрелигиозной вражды другими журналистами. Если правоохранители бездействуют, то писать об этом открыто через свои СМИ.

5. Государственным органам создать по примеру соседнего Казахстана «Горячую линию», в которой работают священнослужители, психологи, правоохранители. Посредством этой линии любой человек может получить информацию и разъяснение по религиозным вопросам, а также фактам проявления религиозного экстремизма и межнациональной розни.

Кыргызстан ожидает сложный и ответственный период, связанный с проведением парламентских и президентских выборов, годовщиной восстания 1916 г., геополитической борьбой, в которую втягивают республику. Внешними и внутренними силами, посредством в том числе и СМИ, будут организованы попытки разжигания новых этнорелигиозных конфликтов. Поэтому журналистам нужно быть максимально сдержанными и корректными при освещении религиозных и межэтнических вопросов, выступать самостоятельно, всё хорошо обдумав, не вестись на чьи-либо «ура-патриотические» призывы. Лучше ничего не написать, чем транслировать чужие призывы.

http://analitika.akipress.org/news:5249