Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Все президенты Кыргызстана в том возрасте, когда в молодости изучали Карла Маркса. Может быть, они знают и эту цитату: «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя». Вот этому завету Маркса президенты следуют, заключая союзы ради известной цели — власти, но дважды черт их подводил. Kaktus.media вспоминает самые громкие дела, когда под давлением президентов и его окружения, а также ручного госаппарата, силовиков и судей оказывались журналисты. Кого-то не стало, но многие прошли испытания, которые им устроили власти. А вот сами власти испытание властью пройти с достоинством не смогли.

Отметим, в списке нет дел при президенте переходного периода Розе Отунбаевой. Она руководила страной в такое турбулентное время, когда власти пытались сохранить хоть какой-то политический контроль и не могли столько внимания уделять контролю за СМИ. Судебные процессы против журналистов были, но такой откровенно заказной характер не имели.

1. Аскар Акаев. Аресты, рейдерства, иски

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

«Почему правитель боится оставить власть? Потому что опасно и отречение, опасно и низложение».

В нашей стране, видно, настолько плачевно состояние с экономикой, внешней политикой, национальной безопасностью, правами и свободами человека, что многие ностальгируют по «самому демократичному президенту», первому главе государства независимого Кыргызстана, забывая, что при нем началось наглое, беспринципное давление на свободу слова, травля журналистов, критикующих решения Акаева и обращающих внимание общественности, как его семья узурпирует власть в стране.

При Акаеве начали практиковаться многомиллионные иски по защите чести и достоинства, аресты и рейдерство.

Замира Сыдыкова и газета ResPublica

Замира Сыдыкова

Замира Сыдыкова

Первый иск на редактора газеты ResPublica Замиру Сыдыкову подал Аскар Акаев в 1995 году. Тогда еще клевета считалась уголовным преступлением. Суд вынес решение — условное наказание сроком на полтора года с запретом заниматься профессиональной деятельностью. Суды, естественно («естественно» — потому что Кыргызстан — страна, где судьи занимаются правовой проституцией), встали на сторону оскорбленного Аскара Акаева, нарушая многочисленные нормы законодательства.

В апреле 1997 году Сыдыкову осудили уже по иску главы «Кыргызалтына» Дастана Сарыгулова (кстати, он теперь сам осужденный и считается чуть ли не мученником совести). Мать двух несовершеннолетних детей пробыла в СИЗО четыре года. Журналисты даже устроили пикет у Жогорку Кенеша, куда наведался министр нацбезопасности Феликс Кулов, рискнув стать мишенью для возмущения журналистов.

Александр Алянчиков, Ырысбек Омурзаков и газета «Трибуна»

Ырысбек Омурзаков

Ырысбек Омурзаков

За клевету в ИВС посадили двух журналистов газеты «Трибуна». Они вскоре вышли. Но это было не единственным давлением на журналистов издания. В мае 2002 года Ырысбек Омурзаков сообщил, что в редакции газеты произошло ограбление: неизвестные проникли в офис и унесли компьютеры и другую технику на общую сумму около двух с половиной тысяч долларов (на эти деньги можно было купить однокомнатную квартиру в Бишкеке. — Прим. Kaktus.media). В очередной номер газеты готовились материалы о коррупции и недостатках правительства.

Рейдерство «Вечернего Бишкека» и арест Александра Кима

Беспрецендентным был захват самой популярной на тот момент газеты «Вечерний Бишкек». В 1999 году руководство издания обвинили в неуплате налогов и пришли арестовывать акционера. Александр Ким тогда заявил, что давление на редакцию связано с поддержкой Феликса Кулова, который должен был стать главным соперником Акаева на президентских выборах.

24 августа 1999 года 15 налоговых полицейских наведались в кабинет Александра Кима, пытаясь главного редактора «Вечерки» забрать с собой. Коллектив тогда шефа отстоял. Уже через час появилось постановление о возбуждении уголовного дела. Силовики пытались взять кабинет редактора штурмом. На подмогу пришли распространители газеты, для которых продажа «Вечерки» была единственным хлебом. В ответ налоговики и милиционеры вызвали подкрепление. Караулили до ночи, сорвав выпуск ежедневной газеты.

24 августа газету экстренно выпустили на принтере на 16 страницах форматом А4.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

В итоге «Вечерний Бишкек» и рекламную фирму «Рубикон» рейданули.

Иски против «Моей столицы» и закрытие газеты

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Часть коллектива ушла из «Вечерки», создав «Мою столицу». За короткий срок на издание подали аж 14 исков. Акаевский премьер-министр Николай Танаев в 2002 году захотел миллион сомов и 8 тысяч с журналиста Рины Приживойт. Потом подал иск на три миллиона сомов (1 млн — с редакции, 2 млн — с учредителя) и 220 тысяч с Прижовойт. Суд решил, что «Моя столица» должна выплатить полмиллиона. В 2003 году Танаев подал в суд на Кима, требуя 10 млн сомов, с газеты — 5 млн сомов, с автора статьи, пенсионера Михаила Корсунского — 2,5 млн сомов.

На этом власти не успокоились — начали конфисковывать тиражы газеты. К маю 2003 года на газету подали уже 37 исков. Коллектив газеты «Моя столица» создал газету «МСН». Аскар Акаев и эту газету завалил исками, вплоть до начала 2005 года. История борьбы против журналистов «Вечерки» у Акаева заняла 6 лет.

2. Курманбек Бакиев: убийства, нападения, иски родственников

Курманбек и Жаныш Бакиевы

Курманбек и Жаныш Бакиевы

Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть.

Бернард Шоу

При втором президенте Курманбеке Бакиеве СМИ радовались свободе недолго — пока он не закрепился во власти и не начал бояться ее потерять. Апогеем стали 2007-2009 годы (летом 2009 года Бакиев экстренно выиграл на президентских выборах).

Алишер Саипов

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

24 октября 2007 года в Оше убили Алишера Саипова тремя выстрелами. Он отрудничал с «Фергана.ру», Институтом по освещению войны и мира (IWPR), «Голосом Америки», радио «Свобода». Саипов издавал собственную газету «Сиёсат» («Политика») на узбекском языке. Тогда говорили, что его убили «из-за плохих отношений с узбекскими властями». Власти не чесались.

Только в 2009 году нашли крайнего, осудив Абдуфарида Расулова. После того, как его родственники показали видео о том, что он в тот момент был в гостях, обвиняемого оправдали.

Настоящие убийцы и заказчики Алишера Саипова не найдены до сих пор.

2008 год: иски, иски, иски

В 2008 году против СМИ и журналистов подали более 50 исков. Среди истцов были в том числе родственники Курманбека Бакиева. Именно из-за невозможности выплатить миллионные компенсации истцам закрывались газеты «Алиби», «Де-Факто». Из-за иска Генпрокуратуры, защищавшаей честь и достоинство президента Бакиева, закрыли газеты «Ачык саясат» и «Назар».

Сыргак Абдылдаев

Фото взято с Azattyk.org

Фото взято с Azattyk.org

Жертвой бакиевского режима стал политический обозреватель газеты «Репортер-Бишкек» Сыргак Абдылдаев, на которого совершили покушение 3 марта 2009 года. Ему нанесли 21 ножевое ранение. Также у Абдылдаева были переломы обеих верхних конечностей, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки. Тогда министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев взял дело под контроль.

Все стрелки вели к брату Курманбека Бакиева Жанышу, который возглавлял службу госохраны. Абдылдаев вынужден был бежать из страны.

Дело направили в суд только в 2015 году. Приговор Жанышу Бакиеву вынесли 8 лет спустя. Первомайский райсуд 18 декабря 2017 года приговорил заочно Жаныша Бакиева к 15 годам лишения свободы. Первого заместителя председателя ГКНБ Турдубека Алмаматова, начальника Главного управления уголовного розыска МВД Бакыта Парманкулова, начальника Главного управления МВД Расулберди Раимбердиева, бывшего заместителя Туратбая Уметова признали виновными, но из-за истечения срока давности к ответственности не привлекли. Сотрудника ГКНБ Искендера Соодонбекова оправдали. 15 февраля 2018 года Бишкекский горсуд оставил приговор в силе.

Геннадий Павлюк

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Известный журналист Геннадий Павлюк намеревался открыть новостное интернет-издание и газету под названием «Ата-Мекен». 16 декабря 2009 года он прибыл в Алматы и поселился в гостинице «Казахстан». В тот же вечер его нашли на козырьке подъезда жилого дома, связанного скотчем по рукам и ногам — Павлюка выбросили из окна. 22 декабря Павлюк скончался, не приходя в сознание. Сразу после инцидента в убийстве оппозиция обвинила Курманбека Бакиева.

Уголовное дело завели в Алматы. Только в декабре 2010 года обвинение предъявили бывшему сотруднику ГКНБ Алдаяру Исманкулову, в Казахстане его же и задержали. В 2011 году осудили его, приговорив к 17 годам лишения свободы, и двух граждан Казахстана — Шалкара Оразалина и Алмаса Игеликова. Во второй инстанции приговор оставили в силе. А в Кыргызстане в 2014 году Генпрокуратура задержала еще двух подозреваемых. Заказчиком убийства общественность считала Жаныша Бакиева, которого к ответственности так и не привлекли. Зато поставили Павлюку памятник.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Избиения и угрозы

У подъезда своего дома в Бишкеке произошло нападение на российского журналиста и политолога Александра Князева.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Такая же участь постигла и бишкекского корреспондента агентства «Росбалт» Александра Ефграфова. В редакцию ошской газеты «Ош шамы» подбросили конверт с пулей от автомата Калашникова с предупреждением: «Вы в прицеле!».

В июле 2009 года на юге страны жестоко избили журналиста Алмаза Ташиева, он умер в больнице. В ноябре 2009 году зверски избили журналиста «Ош шамы» Кубанычбека Жолдошева.

Политические убежища

Из-за давления на СМИ при Курманбеке Бакиеве несколько журналистов получили политическое убежище: Чолпон Орозобекова, Турат Бектенов и другие.

3. Алмазбек Атамбаев

Генпрокурор Индира Джолдубаева и Алмазбек Атамбаев

Генпрокурор Индира Джолдубаева и Алмазбек Атамбаев

«Есть два врага у того, кто хорошо пишет: во-первых, публика, потому что стиль заставляет ее думать, побуждает к работе мысли, а во-вторых — правительство, ибо оно чувствует, что мы — сила, а власть не терпит рядом с собой никакой другой власти».

Гюстав Флобер

Захват «Вечернего Бишкека». Дубль №2.

Закручивание гаек началось в 2014 году. Вновь атаковали медиа-холдинг «Вечерний Бишкек». В сентябре прошел первый судебный процесс, где на манеже опять появился Александр Рябушкин, продавший свою долю при Акаеве и начавший требовать ее назад — только не у ручных компаний Адиля Тойгонбаева, а уже у Кима.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Пока шли судебные процессы по отъему частной собственности, подданные Алмазбека Атамбаева заваливали редакцию исками. В суд подавали на 3, 5, 10, 50 миллионов сомов. Среди истцов — бывший водитель, а потом советник Атамбаева Икрамжан Илмиянов, бывший телохранитель Эркин Мамбеталиев.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Суды проходили с жуткими нарушениями, «главный реформатор судебной системы» закрывал на все это глаза. Битва за «Вечерку» продолжалась год. В итоге в августе 2015 года «Вечерний «Бишкек» и рекламная фирма «Рубикон» полностью перешли под контроль Александра Рябушкина, а точнее его кураторов. К тому времени в медиа-холдинг входили три газеты, рекламная фирма, популярное информационное агентство vb.kg и типография.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

В отношении журналиста Дайырбека Орунбекова иск подала генпрокурор Индира Джолдубаева. С него в пользу президента Атамбаева потребовали 2 млн сомов, а потом завели уголовное дело из-за неисполнения решения суда.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

2017 год правозащитники и журналисты называют самым тяжелым в истории отечественной журналистики, потому что давление проходило по всем фронтам: закрытие телеканала «Сентябрь», депортация журналиста «Франц Пресс» Криса Риклтона, запрет на выезд в страну российскому журналисту из REGNUM Григорию Михайлову, уголовное дело против журналиста «Ферганы» Улугбека Бабакулова и вообще блокировка «Ферганы». И много исков. И, по законам жанра, промывание мозгов через подконтрольные СМИ о клеветниках и «дерьмократах». Подробнее о давлении на журналистов в подборке. Пропаганда активно озвучивала: «зато не убивают, радуйтесь».

Zanoza.kg

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

В марте-апреле 2017 года генпрокурор Индира Джолдубаева подала пять исков на сайт Zanoza.kg, требуя взыскать в пользу президента с компании и учредителей 27 млн сомов. Среди соответчиков были «Азаттык», два юриста политика Омурбека Текебаева и директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова. Процессы проходили в привычной судьям манере: все исковые требования удовлетворялись, а порой даже перевыполнялись. Прокурорхамил, препирался и вел себя просто ужасно непрофессионально на судебных процессах, эксперты со стороны истца несли какую-то околесицу.

Представитель Индиры Джолдубаевой Руслан Абдырахман

Представитель Индиры Джолдубаевой Руслан Абдырахман

Еще в нарушение Конституции ответчикам запретили выезжать из страны в обеспечении иска — до вынесения решения. Только в 2018 году, после смены власти, Конституционная палата признала это действо противоречащим Основному закону.

В мае 2018 года пресс-служба СДПК распространила сообщение, что экс-президент и председатель партии Алмазбек Атамбаев отзывает материальные претензии к ответчикам.

Ноухау — уголовные дела за посты в соцсетях

Вслед за другими авторитарными странами в Кыргызстане начали заводить уголовные дела за посты. Они еще продолжаются, а их количество только увеличивается.

4. Сооронбай Жээнбеков

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Когда у власти хамелеон, цвет меняет окружение.

Станислав Е. Лец.

Действующий президент не смог избежать показухи, которая пока разнится с его действиями. Как только начал править — сразу взялся бороться с коррупцией в силовых структурах и судах. Народ хотел хлеба и зрелищ, пока получил только зрелище: на потребу дня нескольких судей не пустили на должность Верховного судьи, при этом они остались на своих должностях. Критиковал Генпрокуратуру и ГКНБ, но бывших руководителей структур Индиру Джолдубаеву и Абдиля Сегизбаева к ответственности не привлекли, даже не проверили. Посадили бывших чиновников, даже бывших премьер-министров по делу о модернизации ТЭЦ. Некоторых тащили на санкцию в наручниках как отъявленных рецидивистов. По тому, как проходят процессы все больше кажется, что суды и органы следствия остались все такими же карманными: смотрят не в кодексы, а в рот чиновникам из «Белого дома».

Кабай Карабеков

При кандидате в президенте Сооронбае Жээнбекове прошли процессы по его иску против журналиста Кабая Карабекова и ИА «24.kg», где он требовал по 5 млн сомов с каждого ответчика. Уже после вступления в должность материальные претензии он отозвал, но осадок, как судьи подстелились под желания кандидата от власти, остался.

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

Дело против Александра Кима

Бишкекский городской суд 26 июня вынес решение по уголовному делу Александра Кима, осудив его на шесть лет за невыплату дивидендов в 27 млн сомов нынешнему владельцу «Вечернего Бишкека» Александра Рябушкина. При этом дело по хозяйственному спору вело зачем-то ГСБЭП, занимающееся делами, где есть ущерб государству. Судьи не обратили внимание на то, что ГСБЭП вообще должно было отказать в возбуждении уголовного дела, а руководствуясь законом отправить Рябушкина в суд. Закрыли глаза и на то, что Рябушкин требовал дивиденды за период, когда владельцем медиа-холдинга не являлся, и на то, что рекламная фирма «Рубикон» как раз должна Киму 148 млн сомов, а не он ей. Сделали вид, что учли все материалы дела, хотя к нему приложены данные о бесчисленных нарушениях следователей и судьи Свердловского райсуда Санжара Чотонова, перечисление которых хватит на том толщиной с толстовскую книгу «Война и мир».

Испытание властью: самые громкие случая давления на журналистов в Кыргызстане

В общем, если при бывших президентах судьи начинали откровенно бесчинствовать, когда главы государств хорошенько закрепились у власти — где-нибудь на третий год правления, то сейчас ждать не стали. А это пока говорит о том, что очередной «главный борец с коррупцией», которому мы видим на седьмом этаже, проверку на вшивость не проходит.

https://kaktus.media/376384