Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет-политики» выражает обеспокоенность за сохранность информации, являющейся коммерческой тайной, которую операторы связи Кыргызстана передали Госагентству антимонопольного регулирования по запросу.

В связи с повышением цены на аренду внешних каналов Интернета в 2-3 раза для кыргызстанских операторов связи со стороны казахских магистральных провайдеров на рынке передачи данных в Кыргызстане сложилась неоднозначная ситуация.

Это резкое изменение макроэкономической ситуации для наших операторов связи, предоставляющих услуги передачи данных, повлечет к перераспределению на рынке. Часть операторов уже вынуждены были объявить о возможном повышении тарифов или о снижении скорости на действующие.

Другая часть операторов, более крупные, выжидает и, вероятно, видит новые возможности занять освоенные ниши или перетянуть часть абонентов у конкурентов.

Госагентство антимонопольного регулирования направило запрос казахской стороне по данному вопросу. Получив от казахских коллег ответ о том, что они не владеют информацией об изменении цен, решило запросить информацию у кыргызстанских операторов связи.

Однако агентство просит предоставить не только информацию о стоимости на международные соединения, но и на внутренние каналы между операторами в КР, что является коммерческой тайной.

Компаниям, которые отказались выдать эти данные, ссылаясь на их конфиденциальность, были выписаны предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства КР с требованием выдать эти документы в срок.

При этом антимонопольный орган не предоставил никаких гарантий по сохранению коммерческой тайны операторов связи.

Общественный фонд «Гражданская инициатива интернет-политики» выражает обеспокоенность, что процесс сбора информации с целью урегулировать ситуацию принял принудительно-карательный характер. Происходит грубое вмешательство в деятельность операторов связи, и это может негативно повлиять на развитие сектора ИКТ в Кыргызстане.

У ОФ возникает несколько вопросов:

  1. Каким образом состояние цен на аренду каналов интернета на внутреннем рынке может повлиять на переговорную часть в рамках ЕАЭС и добиться от казахских операторов пересмотра цен на «внешку»?
  2. Не пытается ли антимонопольный орган в интересах определенной компании предоставить конкурентное преимущество?

Напомним, Zanoza.kg ранее сообщала, что интернет-провайдеры Кыргызстана уверены, что транзитные операторы Казахстана вступили в ценовой сговор против кыргызстанских партнеров.

Отметим, географически Кыргызстан зависит от Казахстана. Именно Казахстан обеспечивает связь до границы с Россией (а затем Россия обеспечивает дальнейший трафик). На кыргызско-казахской границе со стороны Казахстана действуют несколько транзитных операторов связи. С 2010 года и до середины лета 2016-го они конкурировали между собой за спрос со стороны региональных операторов Кыргызстана. Чтобы обойти своих конкурентов в борьбе за провайдеров Кыргызстана, операторы соседней республики предлагали не только качество, но и умеренную цену. Благодаря этой конкурентной борьбе весь трафик Кыргызстана распределен почти в равных пропорциях между тремя из четырех казахских транзитных операторов. Ни у одной из компаний нет доминирующего положения.

Интернет-операторы Казахстана наращивали объем услуг и оптимизировали цены. Однако в июле этого года они заявили о повышении цен на свои услуги более чем в два раза.

Кроме того, не только из-за казахстанских компаний интернет для пользователей в Кыргызстане может увеличиться в 2-3 раза. «Кыргызтелеком» предложил правительству стать единственным поставщиком услуг по трансгранично-транзитному соединению. В таком случае частные провайдеры будут заключать договоры уже с монополистом — «Кыргызтелекомом», что также, ожидается, повысит цены на интернет-услуги.