Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Правозащитная организация «Репортеры без границ» (RSF — Reporters Sans Frontières) 25 апреля опубликовала Индекс свободы прессы за 2018 год. Авторы доклада отмечают, что Кыргызстан показал одно из самых больших падений – за год страна потеряла девять позиций, оказавшись на 98 месте. Об этом «Азаттык» поговорил с экспертом, общественным деятелем Кубаном Мамбеталиевым.

«Азаттык»: Как повлияет падение Кыргызстана в рейтинге на демократические преобразования в стране?

Мамбеталиев: Это вызовет достаточно сомнений, потому что такие показатели отодвигают нас назад. Мы отходим от понятия «островок демократии». С таким отношением к свободе слова мы взяли направление на «антидемократию. Предположения в статьях журналистов называют «слухами». Но между слухами и предположением существует большая разница. Нарын Айып, Дина Маслова и Кабай Карабеков — опытные специалисты, придерживающиеся международных стандартов и знающие требования журналистики. Дело имеется и в отношении Чолпон Джакуповой, она известна как сильный юрист. Суды не должны были идти на это. Теперь они ответят за такое решение.

Падение на девять позиций было верным, но мы снова поднимемся. Ведь нынешний президент пытается правильно решить данный вопрос. Он отказался от материальных претензий к Кабаю Карабекову. Это хороший шаг. Начали пересматривать и другие дела. Дело со временем дойдет и до Азимжана Аскарова. Его без оснований осудили на пожизненное заключение.

«Азаттык»: Высказывается мнение, что пока рано радоваться действиям президента Сооронбая Жээнбекова…

Мамбеталиев: Сближение с журналистами, в отношении которых были иски, отказ от материальных претензий – хорошее явление. После таких действий Нарын Айып, Кабай Карабеков и Дина Маслова не станут подхалимами. Они будут продолжать работать в своем направлении.

Отмечу одну вещь: журналисты и правители никогда не должны дружить. Обе стороны работают в интересах государства. Журналисты – сторожевые псы демократии. Но есть и такие, которые подрывают имидж профессии. Журналисты никогда не должны такими становиться. Между ними есть большая разница.

«Азаттык»: Вы член Комиссии по рассмотрению жалоб на СМИ. Как идет работа комиссии?

Мамбеталиев: Комиссия работает с момента апрельских событий. В составе комиссии 13 журналистов и представителей неправительственных организаций. Они решают вопросы в досудебном порядке. В конце мая пройдет республиканская конференция журналистов. Мы представим отчет о нашей деятельности. Я подготовлю доклад о критике в отношении медиа.

«Азаттык»: Кто обращается в комиссию?

Мамбеталиев: В основном это представители власти и депутаты. Были случаи, когда заявления писали генералы милиции, директора школ, народные артисты. Обращаются люди, которые знают о существовании комиссии. При помощи нашей комиссии вопросы решаются в досудебном порядке.

«Азаттык»: Какие статьи вызывают их недовольство?

Мамбеталиев: Они обижаются на критические статьи, рисунки, коллажи. На последние жалуются чаще. Возмущаются — как так, выпустили депутата с таким-то изображением. Мы им объясняем, что они публичные люди, которые должны проще относиться к подобным публикациям, они всегда на виду у людей. Говорим, что коллажи и шаржи применяются в общемировой практике. Обращался как-то генерал с жалобой на то, что его изображение напоминает щенка. Пришлось ему тоже объяснять. Рассказали, как французская газета опубликовала коллаж Владимира Путина, который выходил за любые рамки. Но судиться за это неправильно. Власти вообще должны забыть о том, чтобы обращаться в суды, поэтому мне симпатизируют действия нынешнего президента. Глава государства, который судится со СМИ, никогда не добьется успеха. Ведь он судится с гражданином страны, которой сам же правит. Это не уровень президента.

«Азаттык»: У журналистов Кыргызстана есть свой Этический кодекс, состоящий из 23 статей. Насколько он соблюдается?

Мамбеталиев: Этический кодекс не имеет никакой юридической силы. Он носит рекомендательный характер. Не существуют требования к медиаорганизациям соблюдать этот кодекс. Более того, отдельные издания разработали собственные профессиональные правила наподобие этического кодекса. У государственных и неправительственных газет своя личная этика, некоторые совсем далеки от этого понятия.Я не хочу свести на нет смысл этического кодекса, возможно, часть журналистов руководствуется этим документом, который, может быть, сдерживает их от определенных действий.

Перевод с кыргызского. Оригинал материала здесь.

https://rus.azattyk.org/a/kyrgyzstan-freedom-of-speech/29200677.html